Путь к славе или болезнь: психологи, пиарщики и имидж-эксперты о феномене уличной моды
Уличная мода — это особый жанр модной фотографии, и каждый сезон во время недели моды толпы людей мечтают попасть в кадр известного фотографа. Основным медийным личностям крупные бренды платят за одежду, которая окажется в объективе, и фотографы сами стремятся их заснять, чтобы продать снимки, но есть и те, кто просто фотографирует людей с необычным чувством стиля, что прельщает «простых смертных». Большинство модников не спонсируется брендами, но они упорно мечтают о собственных фотографиях в глянцевом журнале. Проект Without Sugarcoat вместе с экспертами разобрался, что заставляет людей мечтать об этом, почему люди готовы стоять по несколько часов у входа в здание, где проходит показ, мерзнуть и одеваться не по погоде ради пары кадров в жанре стритстайл.
Лиана Бахова, профайлер, специалист по оперативной психодиагностике, имидж-эксперт, консультант и автор программ по управлению впечатлением:
Я предпочитаю говорить о моде, как о непродолжительном господстве. И стритстайл в интересующем нас контексте скорее «мода», чем «стиль». Феномен этот обусловлен потребностью в признании. Было бы бессмысленно отрицать тенденциозные проявления, связанные с типологией личности. Какую бы теорию мы ни взяли за основу, обнаружится, что у преданных поклонников стритстайл гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Сейчас в СМИ активно обсуждается идея о том, что тело красноречиво говорит о внутреннем мире, расставляя при этом достоверные акценты. И это небезосновательно. Каждому типу конституции действительно присуща базовая поведенческая черта. Очевидно, что большинство героев нашей статьи имеют схожее телосложение, а в основе их поведения – демонстративность. И это для них абсолютно реальная потребность. Только удовлетворив ее, человек испытывает комфорт. Как для профайлера для меня крайне важны сила и динамика нервных процессов, потому что именно на них строятся и проявляются эмоциональные аспекты. Люди — это не существительные, это процессы. А street style stars («звезды уличной моды» — прим.ред.) – это не звание, и не титул, это стиль мышления и поведения. До тех пор пока мы имеем дело с проявлением психотипа в норме, перед нами люди, заинтересованные в создании и презентации широкой общественности благополучной модели мира, в которой центральное место занимает собственное “Я”. Они жаждут положительной оценки, их интересует сиюминутный интерес к себе. Им не нужна слава в веках. Это их кардинально отличает от людей с более сильным типом нервной системы, которые живут глобальными целями. Но когда речь идет об акцентуации (усиленных индивидуальных чертах — прим.ред.), вот тогда мы видим «модный пипл», охваченный неистребимым желанием попасть в объективы популярных фотографов и готовых ради этого абсолютно на всё. Доминантная эмоция вызывает потребность, которая не соответствует общепринятым нормам. Как следствие срабатывает защитный механизм. Его задача – недопустимую эмоцию погасить. А человек, соответственно, испытывает мощный импульс, который заставляет его переоценить стимул.
Юлия Фролова, PR-специалист, маркетолог:
Есть две категории людей — те, кто просто хочет самовыразиться и те, кому профессионально полезно подтверждение крутости своих образов. Насчет первой категории всё понятно — мотивация такая же, как и у тех, кто часами корячится с селфи-палкой ради удачного снимка или просит друзей заснять их на краю Большого каньона. Выглядит странно, но дает заявить миру о себе, просто так. Для кайфа. Вопрос даже к психологам скорее. Вторая категория — это стилисты, модели, дизайнеры, фотографы. Все те, кому появление на фото известного человека приносит ощутимый профит, а именно подтверждение “экспертности” вкуса. Крутой фотограф в данном случае выступает критиком, который “заценил”. А то, что он “заценил”, вырастает в цене соразмерно его крутости. Эти снимки потом можно использовать в портфолио. Даже просто поделившись ими в соцсетях можно впечатлить потенциальных клиентов и партнеров. Поэтому стилистам и дизайнерам действительно не стоит пренебрегать этой возможностью пиара.
Любовь Станиславна Якубовская, политтехнолог:
Человек борется за собственное бессмертие всеми способами. Оставить память о своём визуальном образе — это одно из проявлений. Даже если модники не осознают этого, тем не менее ими движет именно этот инстинкт. В древние времена, когда оставить свои копии можно было единственным способом – наплодив детишек – люди использовали только такой метод. Современный мир предлагает человеку более обширные возможности: можно написать книгу или хотя бы статью, можно сотворить шедевр в другой области искусства. А не дал Бог талантов, можно послужить моделью. Стать моделью для модного художника — это самый очевидный способ запечатлеть свой образ для вечности. По крайней мере, создать такую видимость для себя самого. Это стремление будет жить в людях всегда.
Катарина Кудряшова, стилист, модный обозреватель:
С появлением Инстаграм каждый получил возможность заявить о себе и стать звездой без любых капиталовложений. Главное – быть собой (кстати, харизматичность очень даже чувствуется сквозь экран), придумать какую-нибудь крутую фишку (начиная от обработки фото и заканчивая своими образами) и продумать качественный контент (в том числе и фото). Такие люди всегда выделяются в соцсетях, и на них хочется подписываться простым людям, ведь эти блогеры такие же как они, только более классно одеваются, с них хочется брать пример, вдохновляться, в конце концов они мотивируют на это. Отсюда и вопрос мотивации. Люди готовы стоять часами около тусовочных заведений и мест, где проходят модные показы, чтобы попасть в объективы стритстайл фотографов. Программа минимум – получить красивый снимок от профессионального фотографа и потешить свое самолюбие, максимум – попасть в объектив крутого фотографа, который потом напечатает этот снимок в каком-нибудь журнале, опубликует в своей соцсети или на сайте известного журнала. Второй вариант – более престижный и положительно влияет на имидж самого блогера. Его виртуальные очки моментально взлетают вверх, о нем узнает огромное количество людей и… приходят рекламодатели. Бесплатный пиар. Если раньше все ограничивалось лишь тщеславием, то сейчас это вопрос денег. В следующий раз марка может предложить одежду для стритстайл съемки (и не только для фото, а отдаст насовсем), а в идеале еще и заплатит за это. Тысячи школьников и студентов заводят свои странички в соцсетях в надежде славы и легких денег, а среди самых популярных профессий у подрастающего поколения – блогер. Именно ими они хотят стать. Только стоит понимать, что вся эта схема настолько прозрачна, что откровенно раздражает. Ведь раньше мы подписывались на крутой контент, а сейчас нам под этим соусом дают рекламу. Стритстайл – это все-таки мода улиц, то, как обычные люди понимают и адаптируют тренды под свой повседневный стиль. А сейчас происходит подмена понятий, по крайней мере в нашей стране. Стритстайл – это яркий образ с классно замиксованными приемами с подиума (сочетания цветов, стилистические решения и т.д.). А это уже прямой конкурент фэшн-съемкам в глянцевых журналах, основная задача которых как раз вдохновлять.
Татьяна Филина, куратор фестиваля уличной культуры Street Fashion Show:
Перспективы данного направления очевидны: яркие линии, смелые формы и решения, бесконечный полет фантазии, понимание, комфорт, доступность – все это позволяет сказать, что уличная мода – это то, что будет ценно всегда и, пожалуй, для каждого. Классические стили моды достаточно обыденны и скучны для многих молодых людей, потому что прямые линии не могут отразить их внутреннего мира. Внутренний мир современного человека состоит из его восприятия окружающего, которое с каждым днем открывается для нас все больше.
В мире существуют две грани: это идти на поводу у окружения, либо оставаться самим собой, несмотря ни на что. Уличная мода, на мой взгляд — это способ выразить себя с учетом своих возможностей, при этом не ограничивая свой внутренний мир. Уличная мода — это инструмент, позволяющий мыслить не как все, она не требует быть таким, как твое окружение, она индивидуальна в своей одежде, в своей музыке, в фотографиях, в своей культуре. Если мы обратимся к традиционной психологии — архетипам Юнга, мы можем найти в уличной моде все архетипы человека, они выражены еще более ярко, чем в классической моде. Благодаря упрощенной форме поиск самого себя становится доступен каждому человеку, порой даже самому юному.
Вдохновение заставляет нас двигаться, а уличная мода – это один из самых ярких инструментов, которые создают его в нашем сознании. Не следует забывать и о том, что уличная мода заключается не только в том, как ты выглядишь снаружи, но и в твоем мировосприятии: в музыке, которую ты слушаешь, в фильмах, которые ты смотришь, в фотографиях, которые ты снимаешь, в картинах, которые ты создаешь, в твоих танцах, творчестве… — именно это позволяет воспринимать тебя по-настоящему и чувствовать целостность твоего образа.
Яна Денисова, психолог, сексолог, семейный психотерапевт:
В нашем обществе существует культ успешности. Его главный атрибут — востребованность аудитории. Другими словами, чем больше внимания других людей ты привлекаешь, тем ты успешнее и моднее. Разумеется, попасть в объектив уличного фотографа и стать известным — это современная интерпретация сказки о Золушке — достижение успеха при минимуме затрат и вложений. При этом хорошее чувство стиля есть у многих людей, но монетизировать это и стать известным удается единицам. Чаще всего лавры получают те, кто сочетает в себе упорство, психологическую устойчивость, веру в себя, умение расположить к себе людей и удачливость.
Фотографии: Valentina Chkoniya